Архив

октября 2019
пнвтсрчтптсбвс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Лекторы СФ БашГУ провели лекции для участников слета «Дети небесного града» о жизни и творчестве великого художника Нестерове Михаиле Васильевиче

     По благословению Преосвященнейшего Николая, епископа Салаватского и Кумертауского, в рамках реализации проекта были запланированы встречи с преподавателями Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.
 
На встречу с участниками слета приехали: декан исторического факультета Мысляева Наталья Степановна, а так же кандидат исторических наук Маркелова Людмила Николаевна и кандидат исторических наук Павлова Оксана Сергеевна.
 
Первой была лекция о знаменитом художники, нашем земляке, уроженце города Уфа Михаиле Васильевиче Нестерове. Провела ее с ребятами Маркелова Людмила Николаевна. Неслучайно первой была выбрана эта тема, так как вместе с ребятами на территории Покрово-Эннатского монастыря проходит пленэр художников республики.
 
Людмила Николаевна начала свой рассказ с биографии художника, переходя к его творчеству: «Нестеров стал тем самым человеком, который заново привлек внимание к религиозным сюжетам, для людей, которые плохо вообще знали и религиозные сюжеты, и христианскую историю. Он связал христианскую историю, очень активно и очень тесно именно с древнерусской историей. Именно по этой причине такой человек, художник заслуживает особое внимание, предлагаю познакомиться с его историей, что он делал и как он творил, какое отношение он имеет к Башкирии, ну и в частности к Уфе.
 
Михаил Васильевич прожил, родился в г. Уфа 19 мая 1862 года в интеллигентной купеческой семье с религиозно - патриархальным укладом. Был он десятым ребенком, а вообще в семье было двенадцать детей, несмотря на такое большое количество детей, к сожалению, судьба большинства из них складывалась не очень удачно. Все умерли в раннем возрасте. И их осталось в семье двое: сам Михаил Васильевич и его сестра Елена. Михаил Васильевич, вспоминает такой эпизод: когда ему было полгода отроду, его завернули в хлебный мякиш, то есть закатали в хлебное тесто и запекли в печке для того, чтобы он прогрелся и выжил. Родители, чтобы спасти этого ребенка предпринимали все попытки: в семь лет он пережил настоящую смерть, его фактически похоронили. Положили в гроб перед иконой и родители отправились подбирать место для захоронения своего семи летнего сына, однако когда они вернулись, то увидели, что ребенок задышал. С тех пор, стала очень набожной. Прожил Михаил Васильевич 80 лет - это время революции, самая середина жизни приходится на сложный момент нашей истории, он всё-таки выжил, и, мало этого, он провел всю свою жизнь в России. Михаил Васильевич, конечно, выезжал за рубеж, но он выезжал туда для того, чтобы познакомиться с историей живописи, а совсем не для того чтобы покинуть страну.
 
Он прославился, как художник, который во многом работал созвучно с нашими знаменитыми писателями мыслителями философами своего времени IX и XX века. Самое главное в его творчестве отразились характер и та природа России, именно та природа, которая является не такой яркой, как в Италии, например, как это писали Брюллов или скажем Кипренский, а в его творчестве отразилась именно наша российская природа, очень привычная, нам с вами - тем, кто живет на южном Урале.
 
Нестеров создал около трех сот различных произведений, которые находятся в 24 музеях России и за рубежом, в 10 частных коллекциях - это один из самых успешных художников страны.
 
Следует сказать несколько слов о его ранней биографии: он был очень интересным ребенком. Родился в семье интеллигентной, но в тоже время купеческой. Его дед был простым крестьянином и надо сказать, что вообще дед попал на южный Урал к нам сюда из Новгорода. Сюда его привезли вместе с другими крестьянами, которые должны были работать на заводах южного Урала, но благодаря своей смекалке дед Михаила Нестерова получил свободу. В семье «Нестеровых» ходила легенда, которая рассказывала о том, что дед встретился с тогдашним губернатором Оренбургской губернии, который сказал ему: - если бы ты Иван Алексеевич не был купцом, то мог бы стать главой города Москвы, то есть был очень умный и продвинутый и благодаря своим талантам, он получил свободу. Вместе с ним свободу получили его ближайшие родственники, семья и дети.
 
В десять лет родители привели Михаила в школу, где он учился очень плохо, не просто плохо - школа мечтала от него избавиться, тогда отец решает «привести в чувства» своего сына. Взяв жену, они отправляются в Москву, где Нестеров с большим трудом поступает в торговое училище. Там он в своих воспоминаниях пишет: «куда мне приклонить свою голову? Меня никто не любил с учителями я не мог найти общий язык» и даже уже потом когда он состарился, говорил о том, что были такие воспоминания, когда появлялись в этом училище хулиганы, им говорили, что вы никогда Нестерова не переплюнете в своих хулиганствах. И вот, спустя два года учебы в торговом училище, директор вызывает отца и говорит:- что нет у ребенка талантов, не может он заниматься математикой, химией, языками…
Единственное к чему он испытывает интерес, всего два предмета - это рисование и Закон Божий. Отцу посоветовали отдать его в училище художеств. 1877 юный Нестеров поступил в московское училище живописи ваяния и зодчества. Надо сказать, что он начал делать колоссальные успехи и его заметил очень известный художник Перов. Уже через 2 года обучения он заканчивает 4 класса этого училища. Поступает в натурный класс художника Перова. Первые его работы выполнены в бытовой манере, ему импонировала жанровая живопись, он очень любил писать именно сюжетные сцены. Первая детская работа «Снежки» 1879 г.- это воспоминание о жизни в Уфе, а вторая картина «Жертва приятелей» 1881 г - сцена розыгрыша приятеля в училище.
 
В 1882 году Нестеров возвращается в Уфу, но ненадолго. Вскоре он уезжает в Санкт -Петербург, но и там он не прижился, оказалось, что это богемная жизнь, которой жили художники г. Санкт Петербурга - это не его. В отличие, от многих, своих сверстников, Нестеров не увлекается революционными движениями. В 1882-1884гг. Нестеров живет в Уфе, здесь Михаил случайно познакомился с обаятельной девушкой, Марией Мартыновской, и эта встреча изменила его жизнь. Он стал много работать и его эскизы стали получать
«первые номера» (то есть их признавали лучшими, образцовыми) и награды.
 
В марте 1885 года Нестеров был удостоен звания свободного художника за
эскиз картины «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство». Это
звание освобождало от воинской повинности.
 
1885-1886 гг. постепенно Нестеров входит в круги известных в то время передвижников. Он посещает все передвижные выставки и вот в 1888 году Нестеров пишет работу, которая принесла ему феноменальный и фантастический успех, он пишет картину «Пустынник». И потом в воспоминаниях своих говорит, что этот «Пустынник» сопровождает его всю жизнь. Куртину покупает сам Третьяков и выставляет ее в одном из залов постоянно действующей экспозиции. Михаил Васильевич, продолжает мечтать о более значимой работе, и в 1888 году берется за композицию «Видение отрока Варфоломею».
 
Когда картина была написана, именно в это время известные художники Стасов и Мясоедов, выступают против Нестерова. Обвиняют его и картину в мистицизме и советуют Третьякову ее не приобретать. Однако Третьяков им заявляет: - что он картину уже купил и если бы я её не купил раньше, то я бы купил её сейчас. Впервые Нестеров получает большие деньги за свою картину две тысячи золотых рублей.
 
За Нестеровым закрепляется слава религиозного живописца, с этого момента образ Сергия Радонежского становится путеводной звездой, он пишет целую серию работ посвященных святому, которые можно объединить одним названием «Труды преподобного Сергия Радонежского». Отныне творческий интерес Михаила Васильевича на долгие годы будет привлечён к аскетической строгости монашества, красоте православных обрядов и к жизни в согласии с природой.
 
В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор А. В. Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Михаила Нестерова на работу в собор. Церковным росписям и иконам он отдал значительную часть своей жизни.
 
С 1892 по 1897 становится прославленным религиозным живописцем, его начинают звать для росписи храмов. Много путешествует по Европе, но возвращаясь говорит:- «нет ничего прекраснее, чем русская природа». Его картины получают колоссальную популярность.
 
Эти картины — начало, зарождение в русском искусстве религиозной живописи совершенно особого рода. В отличие от классической европейской религиозной живописи, Нестеров в своих полотнах создаёт не библейские мотивы, а проповедует Евангелие, то есть раскрывает сакральный смысл самого Слова Божия. Ничего подобного русская живопись до Нестерова не знала».
 
Лекция сопровождалась интересным видеоматериалом, ребята очень подробно познакомились с живописью знаменитого художника.
 
Подобные лекции наполняют подростков новыми знаниями, вдохновляют на изучение истории родного края.