Табынская икона Божией Матери на Оренбургской земле после Великой Отечественной войны и митрополит Мануил Лемешевский

История Табынской иконы Божией Матери охватывает четырехсотлетний период, а сама икона является одной из самых почитаемых святынь в России. Это икона с давних времен считается поистине чудотворной. Можно сказать, что она воплощает надежду и духовное возрождение, что стало наиболее актуальным в послевоенные годы, когда наш народ столкнулся с огромными трудностями в восстановлении различных сфер общественной жизни, глубоким экономическим кризисом.
Табынская икона Божией Матери после Великой Отечественной войны стала для народа символом единства, стойкости верующих и имела первостепенное значение в сплочении нации. В послевоенные годы народ особенно нуждался в утешении, поднятии духа и укреплении веры. Именно Табынская икона Божией Матери могла считаться тем источником вдохновения, которая помогала всему народу в самые трудные послевоенные годы.
В настоящее время Табынская икона Божией Матери особенно почитается в Республике Башкортостан, в Оренбургской, Самарской и Челябинской областях. Кроме этого, она известна и в ряде зарубежных стран.
Табынская икона Божией Матери занимает особое место в православной традиции Оренбургской земли, а ее чудотворная сила не раз помогала людям в самый тяжелый период, в особенности в трудные годы эпидемии холеры, которые продолжались до тех пор, пока в 1854 году сюда не принесли Табынскую икону, которая «усмирила» поветрие. Это событие укрепило веру людей в чудесную силу иконы и сделало ее символом надежды и защиты для всех православных Оренбургской губернии. С тех пор Табынская икона Божией Матери считается одной из наиболее почитаемых святынь на Оренбургской земле.
До 1919 год крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божьей Матери проходил круглогодично по территории нескольких областей Урала, Сибири и Поволжья в течение 73 лет. В 1919 году белые войска генерала Дутова увезли древнюю икону Табынской Божией Матери в Китай, где след ее затерялся. С исчезновением иконы почитание великой святыни лишь усилилось, и, не смотря на запрет советского руководства в 1929 году на проведение крестного хода, он все же состоялся в 1947 году.
Особый вклад в возрождение традиции крестного хода с Табынской иконой Божией Матери внес митрополит Мануил Лемешевский, который в 1948 году возобновил данную практику, что имело особое значение в тяжелое послевоенное время для всего Оренбуржья. Данное событие являлось наиболее значимым для всей православной общины Оренбургской земли, привлекло к себе огромные внимание всех верующих, поскольку напомнило православным о той чудодейственной силе, которой наделена Табынская икона Божией Матери. Проведенный крестный ход представлял собой духовное окормление верующих, являл собой особую форму пастырского служения, заключающегося в смиренном учительском действии пастыря и в содействующем ему действии благодати Божией.
Делая небольшой исторический экскурс, важно обозначить, что Митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) родился 18 апреля 1884 года в дворянской семье. В 1890 году его семья переехала в Либаву, где будущий владыка увлёкся духовной литературой и где начался его путь становления как христианина. Получив отличное образование, он стал всё более явно осознавать возрастающее стремление к служению Церкви. В связи с этим после окончания обучения в университете в апреле 1910 года тайно уезжает от родных в выбранную им Николо-Столпенскую обитель в Тверских пределах и после прохождения послушничества 2 июня 1911 года принимает монашеский постриг с именем Мануил. Пройдя свой длительный путь церковного служения, пережив аресты и заключения, в 1945 году он был назначен управляющим Чкаловской и Бузулукской епархией, а в 1946 году преосвященный был возведён в сан архиепископа [2].
В годы управления епархией владыка столкнулся со всеми трудностями послевоенных лет: множество закрытых и разрушенных приходов и храмов, огромное число неурегулированных вопросов внутри Чкаловской и Бузулукской епархии, сложные бытовые условия пребывания владыки на новом месте. Как подчеркивает Е. Копейка, «Чкалов встретил Святителя далеко не дружелюбно. Принятая епархия, служение в которой Владыка называл “почетной ссылкой”, была совершенно не устроена. Большинство церквей стояли разрушенными, оставшиеся – закрытыми, во всей епархии действовали пять молитвенных домов, а для вновь открывающихся храмов, о которых хлопотал Владыка, неоткуда было взять священников... Соборный настоятель прот. Александр Архангельский не желал подчиняться архиерею и даже позволял себе демонстративно не готовиться к архиерейской службе...» [1].
С первых же дней пребывания в епархии митрополит приступил к восстановлению и благоустройству храмов. Вот что пишет владыка Иоанн (Снычев) о годах управления епархией под началом Мануила Лемешевского: «Оренбургская земля была богоспасаема во все времена. Промыслом Божиим в самую лихую годину нашу епархию возглавляли великие святители. Так, в течение трех послевоенных лет на Чкаловской кафедре служил Владыка Мануил (Лемешевский) (1884-1968). Его жизненный путь стал не просто частной биографией, а летописью страны в эпоху перемен. Получивший светское и духовное образование еще в царской России, святитель прошел через тюрьмы и лагеря, претерпел клевету и предательство. Но его неиссякаемая вера и духовная стойкость воодушевляли наших земляков, переживших на фронте и в тылу самую страшную войну, восстанавливавших после нее страну и обретавших веру после нескольких десятилетий официального богоборчества» [4].
Трудно представить себе более необустроенную жизнь возглавителя церковной кафедры. И хотя в дневниковых записях этого периода мы не найдем особых подробностей о бытовых неудобствах архиерея – Святитель как бы и не замечал их, – но все же, наверное, читая скупые строки о поездках Святителя по епархии, стоит представлять, сколь нелегкими были эти дороги. Нередко для того, чтобы оказаться в нужной точке, Владыка, за неимением в епархии даже лошади, сначала шел пешком с вещами около четырех километров до вокзала, потом садился в промозглый полуразбитый вагон ночного, как правило, пригородного поезда и в общем потоке пассажиров, обвешанных котомками, узлами и корзинами, среди табачного дыма и сквернословия, часто глубокой ночью приезжал на требуемую отдаленную станцию, от которой еще нужно было каким-то образом добраться до храма, молитвенного дома или квартиры священника.
Процесс восстановления епархии шел очень медленно и трудно. Нежелание открывать новые храмы наглядно отражено в докладной записке уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Чкаловской области А. А. Черновалова, занимавшего эту должность с 19 сентября 1947 г. по 7 июня 1948 г.: «…четыре ходатайства придерживаются, так как они поданы из тех населенных пунктов, где открывать церкви нецелесообразно, хотя формальных причин для отклонения не имеется» [4]. Тем не менее, до 1948 года храмы хотя и с трудом, но открывались. К окончанию управления епархией во второй половине 1948 года архиепископом Мануилом насчитывалось 24 юридически зарегистрированных храма и молитвенных дома.
Несмотря на все трудности, владыка прикладывал немало усилий для восстановления епархии и полностью отдавал себя служению Церкви. Владыка знал и гораздо худшие времена, и потому все свои надежды возлагал на Господа и Родимую Матушку, как он с юности называл Пресвятую Богородицу.
Как уже было отмечено выше, в 1947 году, когда по всей стране запрещались крестные ходы, в провинциальном Чкалове случилось невозможное – прошел крестный ход вне церковной ограды. В течение двух недель верующие прошли от Чкалова до села Табынск (райцентр Башкирской АССР) и обратно с Табынским образом Божией Матери. Владыка Мануил активно способствовал и дальнейшему прославлению Табынской иконы Божьей Матери. Со слов самого архиепископа, «по разрешению облмилиции было совершено это хождение по маршруту, который был представлен в облмилицию по ее требованию. Это хождение было традиционным, и в прошлом году оно было восстановлено. Современное хождение не имеет большого размера (из Чкалова ходило 30-40 человек), но зато все верующие будут довольны, видели и будут видеть, что власть не мешает верующим свободно отправлять свои традиционные религиозные торжества. Прошлогодний пример показал, что это хождение может быть согласовано с местными властями по определенному маршруту. Это хождение никоим образом не отразится на колхозных работах тех сел, через которые будет проходить эта группа, т. к. в этих селах больших остановок не делается, и на ночлег приходят поздно».
Именно стараниями владыки в 1948 году, несмотря на прямые запреты властей, верующие опять пошли крестным ходом. Это было великим событием для всех прихожан и всей православной общины Оренбургской земли, поскольку являлось символом укрепления веры и православного единства так необходимых в послевоенные годы. Владыка записал в личном дневнике 22 и 25 июня того года: «После напутственного молебна с впервые прочитанным Акафистом нашей Табынской иконе Божией Матери 39 человек пошли по обещанию в Табынские Ключи. На дорогу дали им рукописный Акафист Табынской иконе. Эта радость иметь свой Акафист сгладила во многом скорбь от неразрешенного Крестного хода с нашей чудотворной святыней <…> Богомолие в Табынь сорвано. Помятый Акафист Табынской иконе Божией Матери какой-то женщиной возвращен мне. Богомольцы задержаны и опрошены в Октябрьском райкоме. Облуполномоченный вызвал меня к себе, но я не поехал, а вчера меня доставили к нему на машине» [4].
Вместе с этим организация и проведение крестного хода явились дальнейшим поводом для возбуждения уголовного дела в отношении владыки.
В мае 1948 года, предчувствуя надвигающийся арест, епископ Мануил начал читать специальную молитву «Задержания», чтобы успеть закончить ряд агиологических работ – дело, которое доставляло отраду и отдохновение его душе. Спешил он и с другими попечениями. 9 августа, в день великомученика и целителя Пантелеймона, Владыка неожиданно наградил набедренником своего келейника иеромонаха Иоанна и пояснил: «Рано утром, когда я проводил тебя в церковь, я услышал внутри себя голос, говоривший мне: “Поторопись с наградой отцу Иоанну”... Мое сердце чувствует, что я скоро должен быть арестован...».
В том же месяце Святитель отправил на имя Святейшего Патриарха два письма, в которых он как бы отчитывался за три с половиной года служения в Чкалове.
Четвертого сентября 1948 года архиепископ Мануил был арестован, а 16 апреля следующего года осужден сроком на десять за «завуалированную контрреволюцию». Поразительно, что все обвинения со стороны Советской власти в отношении владыки Мануила она же сама впоследствии признала ложными. Тем не менее, свое 70-летие святитель встретил в лагерях Мордовии. Через семь лет он был освобожден, а в 1958 году судимость была с него снята «за недоказанностью преступлений».
Таким образом, Табынская икона Божией Матери является одной из самых чудотворных святынь в России, глубоко почитаема во многих регионах нашей страны и за границей. Легенды о её явлении, перемещениях и чудесах делают её особенно почитаемой. Значимость Табынской иконы подчеркивается множеством историй и преданий, связывающих её с чудесами, святыми местами и важными событиями. Несмотря на неопределённые сведения о её местонахождении, для многих людей Табынская икона остаётся объектом глубочайшего почитания и поклонения. Её значимость не вызывает сомнений, так как её чудодейственная сила многократно проявлялась в самые тяжёлые исторические моменты жизни русского народа. Икона почитается всеми православными верующими на Оренбургской земле, а владыка Мануил является ключевой фигурой во всей истории Табынской иконы Божьей Матери. Преданное служение Церкви и Богу, прославление образа Богородицы не только укрепили веру православных на Оренбургской земле, но и стали символом духовного возрождения в трудные послевоенные годы и бесконечного гонения на Русскую Православную Церковь. Организованный крестный ход в 1948 году являлся светочем надежды и утешения, в особенности после кровопролитных боев Великой Отечественной войны. В настоящее время во всем православном мире икона является символом единений, надежды, продолжает вдохновлять поколения верующих, соединяя их сердца в молитве и покаянии.
История служения Церкви Мануила Лемешевского свидетельствует о трудных и тяжелых событиях его жизни. Пройдя долгие годы через гонения, аресты, заключения владыка Мануил стал истинным проводником той благодати, которая исходит от иконы, помогая людям ощутить силу чудес Всевышнего. Церковное служение и огромный труд в восстановлении Чкаловской и Бузулукской епархией является значимым историческим этапом во всей истории Русской Православной Церкви. Проведенный крестный ход 1948 года является важным этапом в духовной жизни верующих, в особенности когда страна столкнулась в тяжелыми послевоенными годами, упадком экономики, полной разрухой. Именно в такие годы народ нуждается в духовном окормлении, защите и поддержке, которую он может получить в святых образах. Табынская икона Божьей Матери является символом благословения на утверждение православной веры на земле Оренбургской и имеет особое значение для всего православного мира.
Автор статьи студент 2 курса магистратуры Оренбургской духовной семинарии Иерей Дионисий Антипов.
Литература:
1. Дневниковые записи: Покаянный плач / Митр. Мануил (Лемешевский). - СПб.: Царск. дело, 1999. - 285, [1] с. / Е. Копейка. Крестный путь святителя [Электронный ресурс]. – 5-24 с.
2. Митрополит Мануил (Лемешевский): Биографический очерк / Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). – Санкт-Петербург: Joint-stock comp. «Danza», 1993. – 302 с.
3. Подмарицын А. Митрополит Мануил (Лемешевский) и власти: вехи противостояния / А. Подмарицын // Вера. Иллюстрированный журнал Самарской Православной Духовной Семинарии. – 2015. – № 1(19). – С. 59-66.
4. Подмарицын А.Г. «Благоговеен, трудолюбив и миролюбив…» Документальный портрет митрополита Мануила (Виктора Викторовича Лемешевского) // XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. I. Самара, 2013. – С. 180-200.
5. Русские православные иерархи: период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). – Куйбышев.: 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.