Архив

декабря 2024
пнвтсрчтптсбвс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Живи, деревня! Будущее сёл — в руках его жителей

За последние 20 лет с карты России исчезло около 20 тысяч деревень — их «съела» урбанизация. Еще больше сельских поселений не живут, а доживают свой век: нет работы, разваливается инфраструктура, людям нечем заняться. Молодежь, не видя никаких перспектив, уезжает в города и райцентры, а тех, кто остался, почти никакие общие дела не объединяют — каждый двор сам по себе. Но ведь деревня — не просто пережиток аграрного прошлого, а хранительница души народа, колыбель его истории и традиций. К счастью, порой находятся те, кто способен напомнить об этом людям.
 
"Храм, что строился целый век".
Ольга Самарина, председатель приходского совета храма Рождества Христова села Ахлыстино Кушнаренковского района, родилась и выросла в большой и дружной семье — три брата и две сестры. Ее мать, директор местной школы, всегда была активисткой и общественницей. Отец, учитель русского языка и литературы, прекрасно пел, и Ольга еще школьницей ездила вместе с ним выступать по окрестным деревням. Любовь к народным песням она сохранила на всю жизнь: уехав после окончания школы учиться и работать в Уфу, много лет пела в хоре при Дворце имени Орджоникидзе.
 
Деревня Ахлыстино, основанная в начале прошлого века всего в 75 км от Уфы, — одна из типичных жертв урбанизации. Сто лет назад здесь проживало около 800 человек, а сегодня их насчитывается около 180, да и то только вместе с приезжающими на лето дачниками. Молодежь разъехалась, остались в основном пенсионеры да люди пьющие. В последние годы здесь закрыли клуб, школу и библиотеку. Фельдшерский пункт да пара магазинов — вот и вся цивилизация.
 
— Мама вышла на пенсию и очень переживала, что наша деревня погибает, — вспоминает Ольга Самарина. — И тогда мы с ней придумали дело, которое могло бы объединить оставшихся жителей, — восстановить местную церковь. Ведь не зря говорят: «Село живо, пока в нем есть храм».
 
Большое здание храма в Ахлыстино заложили еще в 1913 году в честь 300-летия династии Романовых. Строительство, увы, затянулось: началась Первая мировая, мужчин забрали на фронт, а после стало и вовсе не до церквей. В тридцатые годы верхнюю часть практически готового храма снесли, а в помещении устроили амбар. В восьмидесятые там размещался клуб, а в девяностые здание осталось бесхозным. Особо предприимчивые сельчане принялись разбирать его на «запчасти» — выдрали окна, двери, выпилили трубы системы отопления, половые доски растащили, даже кирпичи пытались выломать. Остальные беспомощно наблюдали, как старинное здание, когда-то бывшее без пяти минут храмом, зарастает мусором и превращается в развалину, исчезая вместе с селом. А в двухтысячных пошли слухи, что здание вот-вот продадут под какой-то алкогольный заводик.
 
— Тут наше терпение кончилось: мы с мамой написали письмо, собрали подписи у сельчан и поехали с ним к митрополиту Никону, попросили организовать у нас в селе церковный приход, — рассказывает Ольга. — Получили согласие и начали всем селом восстанавливать старинный храм.
 
На это ушло много лет: сельчане делали все своими силами и средствами, серьезных спонсоров не было. Строили не для красоты, а для пользы людям. У местных бабушек нашлось множество старых икон, а 24 июля 2011 года на обновленной церкви воздвигли простой деревянный крест. Так, спустя почти 100 лет, храм, наконец, стал действующим.
 
Объединить сельчан
В 2015 году 24 июля — годовщину восстановления храма — решено было отпраздновать всем селом. Приехал районный священник, а Ольга Самарина, к тому времени ставшая руководителем любительского хора «Свет» при уфимском храме Кирилла и Мефодия, пригласила выступить свой коллектив. Устроили крестный ход вокруг села, на поляне небольшой концерт и угощение организовали.
Сельчане были очень рады первому за долгое время общему мероприятию, поэтому на следующий год его повторили. А в 2017 году решили развернуться пошире — пригласили выступить и другие районные коллективы самодеятельности, всего их набралось семь. Сельсовет помог поставить юрты, районный отдел культуры привез музыкальную аппаратуру. Заодно на празднике вручили благодарственные письма активным сельчанам, подарки ветеранам.
 
— Так незаметно годовщина храма превратилась в день нашего села, — вспоминает Ольга Самарина. — Праздник, задуманный для того, чтобы подбодрить и поблагодарить людей, благодаря которым село еще живо и держится на плаву. Тогда же родилось и название праздника «Живи, деревня», мы выплели его ленточками на заборе из сетки-рабицы.
В 2018 году на праздник приехал архиерей Салаватской епархии, отслужил литургию в храме, в 2019-м — глава администрации района. В 2020-м из-за пандемии собраться не пришлось.
— А дальше мы уперлись в потолок, — признается Ольга. — Уровень праздника должен расти, нужно постоянно придумывать что-то новое, но стало понятно, что на голом энтузиазме развивать его дальше не получится, ресурсов не хватает.
 
В поисках новых идей активистка окончила онлайн-курс по развитию малых сельских территорий «Незавалинка», а после прошла по конкурсу в акселератор от российского Фонда культурных проектов «Четверг». Там научили, как правильно организовать и реализовать свой проект, составить смету. Вдохновленная Ольга подала заявку на конкурс от Российского фонда культуры, и ее социально-культурный и миссионерский проект «Живи, деревня» выиграл грант в размере 350 тысяч рублей.
Кроме традиционного праздника, для которого планировалось построить сцену, в проект вошли и другие мероприятия для оживления деревенской жизни. Например, мастер-классы для сельчан по сухому и мокрому валянию из шерсти, по изготовлению пряжи из крапивы. Деревенским жителям это нужно не для развлечения, а для практической пользы — таким рукоделием можно зарабатывать на жизнь.
 
Не обошлось и без экологического направления: в Ахлыстино организовали «Чистые игры». Это петербургский онлайн-проект, к которому может присоединиться любой желающий. Участники разбиваются на команды и на скорость собирают мусор на определенной территории. Все это с шутками-прибаутками, с музыкой, конкурсами, призами и дипломами, а в итоге — вычищенная территория вокруг местного родника, весьма популярного у жителей всей округи. Приезжали команды из Уфы, Кушнаренково, из соседних сел, а выиграли дети из Ахлыстино.
 
В очередь за праздником
— Все мероприятия на средства гранта планировались в селе с мая по июль 2021 года, — рассказала руководитель проекта. — Но потом нам пришлось «переобуваться» на ходу, потому что неожиданно стали появляться и другие села, желающие, чтобы мы провели у них праздник «Живи, деревня». Это села Кушнаренковского района, чьи жители побывали на наших мероприятиях. Мы никому не отказали.
 
В итоге проект пришлось продлить до октября: к нему присоединились села Керенево, Бардовка, Сюльтюп, а завершили сезон в Кушнаренково, около старинной усадьбы дворян Топорниных. Праздники организовывались вовсе не под копирку, в каждом селе — свои особенности и свой сценарий с активным участием местных талантов. В Бардовке выступил свой фольклорный коллектив «Сударушки», в селе Сюльтюп жители и гости под баян вместе распевали не только русские, но и татарские песни, а в Кушнаренково устроили представление для детей.
 
Сейчас организаторы ждут результатов грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив, планируют подавать документы и на грант главы РБ. А праздник «Живи, деревня» в этом году ждут уже больше десятка сел из разных районов республики: Аургазинского, Стерлибашевского, Иглинского, Кушнаренковского, Туймазинского, Учалинского. География проекта пока что складывается стихийно — земля слухами полнится, и присоединяются все желающие.
 
— Конечно, организовывать сами каждый праздник мы не сможем, если число сел и дальше будет расти, — делится планами Ольга Самарина. — Сейчас работаем над основной схемой сценария праздников, планируем готовить организаторов, подбирать команды. Уже провели несколько онлайн-встреч. Главное — не потерять общую идею: сохранить село, вызвать у жителей чувство гордости за свою малую родину.
 
В планах — приобретение на средства гранта надувной сцены, чтобы возить ее на мероприятия по всем селам. А недавно появились связи с Пермским краем: там тоже живо заинтересовались идеей.
 
— Активно общаясь с сельчанами, я обнаружила такую проблему: часто старосты в деревнях лишь числятся формально, а на самом деле в общественной жизни никак не участвуют, — отметила руководитель проекта. — И если сами сельчане не начнут объединяться для решения своих проблем, никакая администрация им не поможет. Люди должны перестать быть иждивенцами, почувствовать себя хозяевами в своем селе.
 
В Ахлыстино благодаря участию в подготовке праздников уже сформировалось приходское собрание — двенадцать человек. Они будут вести социальную деятельность, помогать решать проблемы сельчан.
 
А недавно появилась еще одна идея — собрать «рассеянное», то есть вернуть разъехавшихся односельчан. В городах есть люди, как правило, выходцы из сельской местности, по прошествии времени мечтающие туда вернуться. Находить таких людей и помогать им переселяться, устраивать в городах мероприятия для тех, кто любит деревню, — это тоже может стать частью проекта «Живи, деревня».
 
— Какие перспективы у нашего праздника? Может, когда-нибудь он станет всемирным, — смеется Ольга Самарина. — А почему нет? Проблема исчезновения деревень ведь актуальна не только у нас, но и во всем мире. Село живо, пока в нем есть храм.

Автор:Жанна МИРОНОВА
 
Проект ЖИВИ ДЕРЕВНЯ 2022 г.
Ближайшие Праздники "Живи, деревня!":
1) 02.05.22 - с. Манеево  Аургазинский район.
2) 09.06.22 - с. Чуваш-Карамалы Аургазинский район.